Воскресенье
27.09.2020
23:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Павловой Елены Валентиновны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 176

Праздники России

Кнопочки
Главная » Статьи » Заботливым родителям » общие

Как важно учесть темперамент своего ребёнка

«Как важно учесть темперамент своего ребёнка»

1.  История.

Теория о темпераментах восходит к учению древнегреческого врача Гиппократа. Он считал, что „пропорция четырех элементов, из которых состоит человеческое тело, определяет течение физических и душевных болезней". По мнению Гиппократа, ведущий тип темперамента зависит от преобладающей в организме человека жидкости (красной и черной желчи, горячей крови, холодной слизи).

В соответствии с этим он разделил людей на 4 типа.

Холерик (от греч. chole — „желчь")

Сангвиник (от греч. sanguis— кровь").

Флегматик (от греч. phlegma — „слизь")

Меланхолик (от греч. melas — „черный", chole — „желчь")

2.  Такие разные дети

 Одна мама рассказывает: Я хочу, чтобы Даша росла современной девчонкой, энергичной, целеустремленной, ловкой, умела за себя постоять, чтобы всегда была центром и душой компании, чтобы за словом в карман не лезла, чтобы вся была в меня. Но пока получается все наоборот: говорит тихо, едва слышно, медленно, неуверенно, нараспев, постоянно ищет моей поддержки, а если что-то не так — сразу замолчит, надует губы и в слезы. За столом может сидеть три часа, разглядывать, что у нее в тарелке. Водила к невропатологу, врач сказал, что девочка совершенно здорова, что к ней нужен другой подход. Но о каком подходе идет речь, я не понимаю. Как ее воспитывать?

Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, или наоборот сколько раз мы хватали за рукав сына, рванувшего к двери, недослушавшего и половины того, что нам так хотелось ему сказать! А слезы из-за сущих пустяков! А непробиваемое молчание на все наши истерики?

Так было всегда. Жизнерадостные коммуникабельные сангвиники сколачивали из соплеменников охотничьи отряды. Импульсивные холерики впадали в боевой экстаз и первыми врывались в пещеру саблезубого тигра, ведя за собой менее активных товарищей по оружию. А в пещерах невозмутимые флегматики кропотливо разделывали и делили тушу, слушая, как меланхолики анализируют ошибки проведенной операции и разрабатывают стратегию следующей вылазки с учетом предыдущего опыта.

Если вам когда-нибудь доводилось наблюдать школьников на перемене, вы согласитесь, что мода на набедренные повязки из шкур давно прошла, но во многом мы похожи на наших первобытных предков.

Надо наблюдать за своими детьми темперамент определяет поведение вашего ребенка в коллективе, а также то, как он учится и играет, переживает и радуется.

3.  темперамент любого человека, зависит от генетически обусловленного типа нервной системы, и у каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Почему так важно определить темперамент вашего ребенка?

Родителям необходимо знать какой темперамент у их ребенка. Это необходимо не для того, чтобы с ним бороться, а для того, чтобы с ним считаться. Темперамент - это неизменное и врожденное свойство нервной системы. Его изменить нельзя, сколько бы не пытаться, так как это одно из самых фундаментальных и важных свойств человека, которое формируется на генном уровне и центральной нервной системой.

 

Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит.

  Разберемся? Обычно в каждом из нас есть все четыре типа. Главное — определить главенствующий. Именно на его основании происходит формирование характера и поведения. Попробуйте определить, к какому типу ближе всего относится ваш ребенок, и понять, что в его характере поможет ему добиться успеха, а что - может мешать. Почему он ведет себя иногда не так, как вы ожидаете и предполагаете. Какие черты у вас совпадают, в чем вы солидарны, и что мешает вам понять друг друга. Постарайтесь дать ему возможность сохранить свою индивидуальность. Помогите своему ребенку почувствовать, что его "непохожесть" - преимущество, и научите пользоваться этим преимуществом.

3Тест: "Определяем темперамент ребенка"

Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа. Выберите то описание, которое более всего соответствует поведению вашего ребенка и выберите букву перед ним.

1. Как обычно ваш ребёнок реагирует на замечания родителей (воспитателей, учителей)?

А. Обещает, клянётся, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок.

Б. Злится, возмущается и в итоге поступает по-своему.

В. Спокойно признает свою вину.

Г. Обижается, легко расстраивается, плачет.

2. Как ваш ребенок поступает в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий?

А. Его мгновенно охватывает азарт.

Б. Действует быстро и энергично.

В. Ведет себя спокойно и сосредоточенно.

Г. Действует нерешительно, робко.

3. Какой поведенческой линии ребенок придерживается в споре со сверстниками?

А. Активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужие мнения.

Б. Горячится, раздражается, никого не хочет слушать.

В. Говорит уверенно, без лишних эмоций, последователен в изложении своих мыслей.

Г. Ведёт себя очень нерешительно.

4. Как ваш ребенок ведет себя, оказавшись в незнакомой обстановке, новом месте (например, в гостях, в кабинете у врача).

А. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведёт себя оживленно, проявляет интерес к окружающему.

Б. Быстро возбуждается, иногда (часто) нервничает.

В. Спокойно присматривается к непривычной обстановке.

Г. Робеет, стесняется, нерешителен, скован.

Подведение итогов:

преобладание вариантов "А" указывает на то, что темперамент вашего ребенка близок к сангвиническому типу.

Если среди ответов больше вариантов "Б", вероятнее всего ваш малыш - холерик.

Если вы выбрали как минимум два варианта "В" или "Г", то ваш ребенок либо флегматик ("В"), либо меланхолик ("Г").

В жизни темперамент в "чистом виде" (т. е. когда ребенку полностью свойственны черты только одного типа) встречается редко. Чаще же мы наблюдаем смешение черт и, соответственно, образование промежуточных типов. Но даже в этом случае наиболее яркие черты всё равно будут уловимы. Именно на них и стоит обращать внимание.

4.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК ХОЛЕРИК

Холерик

Его основной принцип — „Хочу все и сразу!"

♦  Это неугомонный озорник и задира. Часто пытается навязать свое мнение окружающим.

♦  Речь отрывистая, быстрая, с проглатыванием отдельных слов, однако выразительная и эмоциональная. Движения стремительные, резкие, энергичные.

Не умеет терпеть, ждать и сдерживать свои эмоции.

♦  Засыпает с трудом.

♦  На любые наказания отвечает замкнутостью или агрессией

Ребенок холерик - просто стихийное бедствие, тайфун и смерч в одном. Психологи называют таких детей гиперактивными. Такой ребенок находится в вечном движении. Он - часто агрессивен. Холерик возьмется за любое дело, но вот не всегда его доведет до конца, так как отвлечется на более интересное и новое задание. Такой ребенок любит похвалу и находится в центре внимания. Холерик среди сверстников всегда бывает лидером. Терпение не его черта характера. Подавлять свои желания он не может, ему нужно все сразу. Такой ребенок легко войдет в новый коллектив.

Холерик всегда находится в движении. Ему скучно сидеть без дела, и он никогда не пропустит возможность вдоволь порезвиться. Холерики быстро осваивают незнакомый материал, но также быстро о нем забывают.

Сангвиник:

Малыш-сангвиник – улыбчивый и открытый ребенок. Такому человеку необходимо, чтобы вокруг него жизнь кипела ключом. С ребенком сангвиником легко и интересно. В любой обстановке он легко сможет адаптироваться. Такой ребенок общительный. Сангвиник быстро забывает обиды. У него есть замечательное качество - компромиссность. Такой человек оптимист, во всем видит только хорошее, а на негативные стороны не обращает внимания. Сангвинику легко дается любая деятельность, легко может переключиться на что-то другое, новое. Речь - быстрая, выразительная, богатая жестами и мимикой.

Его основной принцип — „Я тебе верю, а ты мне?" Ребенок-сангвиник дружелюбный, жизнерадостный, но при этом довольно покладистый и рассудительный.

без труда заводит знакомства.

♦  Видимая беззаботность сангвиников основана на природной везучести и одаренности. Именно среди людей этого типа больше всего путешественников и искателей приключений.

♦  Их увлекает все новое и неизведанное. Ребенок готов заниматься всем сразу, зачастую не обращая внимания на качество исполнения. Часто бросает дело, не закончив, тем не менее, легко и быстро усваивает информацию.

Флегматики: обожают спокойные и малоподвижные игры. Такой ребенок неторопливый, спокойный, солидный, рассудительный. Он любит делать привычные для него дела. Отвлечь флегматика от намеченной цели очень трудно, решения свои не меняет. К новому привыкает с трудом. Такой ребенок с трудом заводит друзей, но если заведет себе друга, то будет предан ему. Миролюбие - одно из полезных качеств флегматика. Флегматик не конфликтен, не агрессивен и не любит рисковать. Речь - неторопливая, невыразительная, часто с большими паузами, без эмоций, мимики и жестов. Флегматик больше всего не любит перемен

Его основной принцип — „Я все сделаю, только чуть позже! Детей-флегматиков отличает стабильность и упрямство. Переубедить его практически невозможно.

♦  Скупы на слова и действия.

♦  Такому ребенку свойственно хоть и не быстрое, но качественное запоминание, усидчивость, кропотливость, выносливость, он приспособлен к монотонным и однообразным действиям. Нередко в школе таких детишек называют зубрилками, они все делают медленно и обстоятельно.

♦  Дети-флегматики не являются лидерами, самостоятельные решения принимать не любят. Свои решения они не меняют, бывают очень упрямы.

♦  Флегматики не умеют врать и быть тактичными, из-за этого часто попадают в неловкие ситуации.

Не любят спорить и дискутировать.

♦  Предпочитают заранее просчитать все ходы и выходы. К предстоящим событиям готовятся долго, настраиваясь на действие и постоянно откладывая все на потом. Все делают в последний момент, часто из-за этого получается кое-как.

Меланхолик:

Его основной принцип — „Мне не весело, потому что мне грустно!" Застенчивость, робость — основные свойства характера.

♦  В раннем детстве это выражается в развитии таких качеств, как плаксивость, привязанность, трусливость. В дальнейшем к ним добавляются стеснительность, обидчивость, ранимость.

♦  У таких детей развиты эмоциональные черты характера, что проявляется в отзывчивости, жалостливости, сентиментальности. Дети ранимы, долго переживают любые потрясения.

♦  Это настоящие трусишки, они боятся всего. Они малообщительные и тяжело адаптируются к новому коллективу. Не лидеры, часто замыкаются в себе.

♦  Речь у меланхоликов тихая, неуверенная, но грамотная и богатая.

♦  Все движения и действия нерешительные и мелкие, как будто пробные.

♦  Очень тяжело засыпают, а просыпаются с трудом.

♦  Несмотря на такой характер, детки-меланхолики остаются одними из самых творческих и понимающих натур. Они способны выслушать не одну вашу беду, при этом проявят истинное сочувствие. Они обладают поразительно тонким вкусом и хорошим слухом. Из них наверняка вырастут художественные эстеты.

В любой работе он устает. Речь - богатая интонациями, очень тихая, выразительная. Такому ребенку очень трудно адаптироваться к новой обстановке. Меланхолик - добр и застенчив, его мир - это мир эмоций, чувств, интуиции.

4.  Советы при воспитании ребёнка

"Плохих" или "хороших" темпераментов не существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны, т. е. у каждого из них есть как положительные, так и отрицательные черты. Так же помните о том, что, несмотря на то, что изменить темперамент невозможно, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали углублению недостатков темперамента и развивали бы его сильные стороны. Следует стремиться не подавлять, а управлять типом темперамента ребенка.

многие конфликты и непонимание поступков ребенка связаны с несовпадением типа темперамента малыша и взрослого, который его воспитывает. Например, если мама обладает холерическим типом темперамента, а се маленькая дочь является меланхоликом, то скорее всего, маму будет раздражать темп жизни, удобный для ребенка. Мама станет подгонять девочку: «Ешь скорее. Одевайся быстро!» - Дочка же при всем своем желании не сможет соответствовать маминым требованиям. Результатом будут: вес возрастающее мамино раздражение и недовольство ребенком и дочкины капризы и слезы. Разрешить противоречия может только чуткое отношение к ребенку и уважение его врожденных индивидуальных особенностей.

Родителям эмоциональных детей следует учиться контролировать и свои собственные эмоции. Прежде чем закричать на ребенка или в грубой форме сказать ему что-либо, стоит на минуточку остановиться, сосчитать до 10 или сделать 3—4 глубоких вдоха, а потом задуматься о том, насколько эффективны подобные меры воспитания.

 

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-ХОЛЕРИКА

1. Основным подходом в воспитании ребёнка-холерика является принцип, который условно можно назвать «Ни минуты покоя»: поддерживайте и направляйте энергию ребёнка на полезные дела.

2. Исключите из обстановки ребенка-холерика то, что перевозбуждает нервную систему ребёнка.

3. Контролируйте бурные проявления холериков, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби.

4. Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости холериков.

5. Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребёнка-холерика.

6. Кропотливо приучайте ребенка доводить до конца начатое дело.

7. В связи с повышенной чувствительностью обращаться с холериками нужно мягко, так как резкость может нарушить отношения между ребенком и родителями.

8. Не используйте физическую силу при воздействии на ребёнка-холерика, замечания делайте строго, но спокойно.

9. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, тактичное требование

10. Воспитывайте настойчивость и сдержанность, умение владеть собой, в зачатке следует погашать любую агрессивность ребёнка-холерика.

11. Отдельное внимание уделяйте обучению вежливости, тактичности такого ребенка-холерика.

12. Вашему ребёнку-холерику важно знать, что к его словам прислушиваются.

♦  направляйте энергию ребенка в нужное русло, помогите найти интересное хобби или увлечение;

♦  не допускайте перевозбуждения нервной системы малыша;

♦  чередуйте подвижные и активные действия со спокойными занятиями;

♦  воспитывайте усидчивость;

♦  объясняйте ребенку, что нужно доводить начатое дело до конца;

♦  не кричите, не допускайте грубости;

♦  в своих просьбах к ребенку употребляйте доходчивые выражения;

♦  не провоцируйте вспышки детской агрессии и гнева. В таких случаях ведите себя уравновешенно, спокойно объясните ребенку, что своим поведением он только все усугубляет;

•  обязательно дайте понять малышу, что его мнение очень важно для вас;

•  займите ребенка спортом: плаванием, теннисом, легкой атлетикой. Так неуемная энергия холерика будет направлена на физическое развитие, а излишняя агрессия — на достижение высокого спортивного результата.

Ошибки родителей:

Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Рекомендации:

Занятия и увлечения. Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.

Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз - лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.

Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе - вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.

Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций - пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.

Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.

Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях - восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми.

Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример "хорошего мальчика Васю", это вызовет только злость.

Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках - помогите ему.

Ваши действия:

•  главное — научите ребенка выполнять обещания и держать данное им слово;

•  следите за поведением и поступками малыша, не ленитесь напоминать ему о незаконченных делах;

•  контролируйте ход выполнения работы, обращайте внимание ребенка на качество и аккуратность действий;

•  найдите малышу занятие по душе;

•  с ребенком-сангвиником нужно быть очень осторожным и умеренным в похвале, в случае перегиба с комплиментами у таких детей быстро развивается склонность к завышению самооценки;

♦  не пытайтесь быть слишком серьезными. Предпочтительнее принцип равноправного общения;

♦  старайтесь ставить перед ребенком конкретные и понятные цели. У вашего малыша всегда должен быть выбор в поиске подходов к решению поставленных перед ним задач;

♦  внимательно выбирайте вид спорта и увлечение для своего малыша — в первую очередь оно должно быть интересным и увлекательным для него. Оптимальны секции по командным видам спорта и театральные кружки.

Сангвиник

Ежедневные проблемы:

- если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко "забудет" о ней и займется чем-то более интересным;

- если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное;

- не все его многочисленные друзья будут соответствовать привычному для вас кругу людей.

Ошибки родителей:

Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.

Рекомендации:

Занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.

Ваш ребенок - как раз то самое "солнышко"? Тогда простите ему непостоянство - это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.

Ваши действия:

в воспитании флегматика нужно ориентироваться на темп, который присущ именно вашему малышу. Обычно таким детям требуется чуть больше времени для выполнения заданий. Будьте терпеливы, не торопите ребенка;

•  одновременно не позволяйте крохе откладывать дела на потом, учите его рационально использовать свое время;

•  не ставьте перед малышом цели и задачи, требующие быстроты и скорости, не заставляйте его соревноваться с более активными или старшими детьми;

•  никогда не ругайте кроху (особенно при людях) за его излишнюю осторожность или медлительность;

•  поощряйте интерес ребенка к любым подвижным играм, физическим занятиям и увлечениям, чаще хвалите его;

•  не позволяйте малышу часами засиживаться за одним делом, предлагайте ему делать перерывы или периодически менять направленность занятий:

♦  приучайте ребенка принимать самостоятельные решения, держать данное слово и брать инициативу в свои руки;

♦  старайтесь прививать малышу навыки общения в коллективе — посещайте развивающие курсы, детский сад, почаще гуляйте на детской площадке;

Флегматик

Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.

Ежедневные проблемы:

- пока он будет умываться, завтракать и аккуратно завязывать шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит;

- если он все же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради "Классная работа";

- попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал;

- маленький флегматик способен заставить вас неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова;

- хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы замученный ожиданием родитель вышел из себя и быстренько сделал все сам;

- предлагая сыночку или доченьке выбрать новую ручку для школы, готовьтесь к тому, что он пересмотрит весь ассортимент, и все равно вы сделаете выбор за него.

Ошибки родителей:

- не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;

- не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;

- не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими "ласковыми" прозвищами;

- наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Рекомендации:

Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.

С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду - вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая "белая ворона" может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории "неправильных" людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Ваши действия:

•  главное в воспитании детей-меланхоликов — не усугублять их частое плаксивое настроение. Разговаривая с малышом, не употребляйте резких и унизительных выражений. Никогда не ругайте такого ребенка и не кричите, ваше настроение и повышенные интонации могут загнать кроху в „ступор" или спровоцировать стрессовую для него ситуацию;

•  наилучшим способом общения станут частые проявления вашей любви, внимание и терпимость, домашний уют и теплота;

•  не скупитесь на ласковые и нежные слова, хвалите и поощряйте даже незначительные успехи;

•  старайтесь как можно чаще объяснять ребенку, что в мире не все такое серое, как ему кажется. Давайте повод для смеха, не акцентируйте его внимание на печальных и трагичных событиях;

•  не называйте своего малыша плаксой или нытиком. Не ругайте его в присутствии других детей или взрослых;

•  поощряйте любые проявления самостоятельности, активных действий и попытки принятия собственных решений. Давайте малышу несложные, легко выполнимые поручения;

•  при выборе обучающих программ ориентируйтесь на высокие интеллектуальные способности крохи;

•  ребенок, скорее всего, не станет спортсменом, поэтому любые занятия должны быть не в тягость. Больше всего подходят уроки в музыкальной или художественной школе. 

 

Меланхолик

Общая характеристика:

Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор.

Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.

Все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что меланхолики - несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.

Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет.

Часто производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями. Для других оставляет фразу: "У меня все нормально". Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе.

У людей, близких к этому типу, тихая речь, в разговоре они приспосабливаются к собеседнику; стремятся вызвать сочувствие окружающих.

Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.

Ежедневные проблемы:

- делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: "У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь";

- в детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится;

- отправив делать уроки свое чадо, вы находите его над нетронутым заданием в горестных раздумьях на тему: "Все равно ничего у меня не выйдет";

- вы регулярно получаете порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей.

Ошибки родителей:

Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

Рекомендации:

Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".

Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.

Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.

Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.

Наблюдательные родители могут заметить, что, общаясь с ребенком раннего возраста, порой важно не то, что было сказано, а как это было сказано. Одна и та же фраза может вызвать совершенно разные эмоции у детей с различным типом темперамента. В общении с холериком и сангвиником рекомендуется более быстрый темп речи, а с флегматиком и меланхоликом, напротив, более медленный. При этом, общаясь с холериком и меланхоликом, особенно в «грудные» минуты, следует говорить спокойным и ровным голосом, чтобы не перевозбудить малыша, а общаясь с сангвиником и флегматиком, речь может быть более эмоциональной, чтобы увлечь, отвлечь или заинтересовать ребенка. Конечно, это всего лишь общие правила, но в большинстве случаев они срабатывают. Схематично это можно изобразить следующим образом (см. табл. ):

Только помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.

6. Сангвиники - это душа коллектива.

Холерики - движущая сила.

Флегматики - наша совесть.

Меланхолики - мозговой центр.

Категория: общие | Добавил: pavlova_elena (02.03.2015)
Просмотров: 1169 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат


Поиск

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2020
Хостинг от uCoz